2023

Живи во век, моя Россия!

Музыкальное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием технологии "Интелект-карта".

«Живи во век, моя Россия!»

Тема:

Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях

 

Культурная практика:

музыкальная деятельность

 

Культурно-смысловой контекст:

в музыкальном центре

Цель:

 Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, через синтез музыкального и танцевального творчества в музыкальной деятельности.

 

Задачи:

 

- Знакомить с характерными особенностями народной музыки, танцевального творчества;

-Развивать умение чувствовать характер музыки;

-Познакомить с понятиями: а капелла, сувенир, традиции, инструментами-символами;

-Закреплять умение выполнять основные элементы хоровода;

-Формировать интерес к народным песням и играм;

-Воспитывать уважение к культурным традициям русского народа.

Планируемый результат:

- дети познакомятся с особенностями народной музыки;

-дети узнают, что такое сувенир, инструменты-символы, как исполнить песню "а капелла";

-дети закрепят основные элементы хоровода;

-воспитанники проявят интерес к народным играм, песням, традициям.

Этапы

Деятельность педагога, приёмы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые

результаты

1.Введение в ситуацию

 

Беседа о России. Акцентные вопросы: Ребята, как называется страна в которой мы живём?  А кто знает как называлась Россия в старину?  Как вы думаете какой была жизнь в те давние времена? Какие были песни, танцы, обычаи, традиции? А вы хотели бы найти ответы на эти вопросы?

Коммуникативная

 

Дети захотят узнать ответы на поставленные вопросы

2.Актуализация знаний и умений

Первым русским танцем считается хоровод. Подводящие вопросы:

А как его танцуют? Что нужно сделать, чтоб станцевать хоровод? танец по кругу. Как вы думаете на что похож круг?(заполняем интелект-крту: нарисовать круг)  Круг в хороводе в древней Руси, был символом Солнца, считалось, что движения с песнями по кругу, задобрят Бога Солнца и принесут хороший урожай.(нарисовать лучи)

А сейчас я предлагаю встать в хоровод придумать для него движения и станцевать под рус. нар. мелодию «Во поле берёза стояла»

Коммуникативная,

двигательная, творческая

 

Дети вспоминают основные движения хоровода и самостоятельно составляют их последовательность, исполняют рисунок хоровода под музыку

3.Затруднение в ситуации

 

 

 

 

Акцентный вопросы:

Как можно описать характер этой музыки? Какой инструмент звучал в начале мелодии? Демонстрация карточек народных инструментов. Беседа о инструментах, которые являются музыкальными символами России.  

 -Музыкальные отрывки звучания народных инструментов: ложки, гармоники

Коммуникативная,

музыкальная, игровая

Дети определили характер музыки, узнали звучание рус.нар. инстр. балалайки, ложек, гармоники.

Пополнили интелект-карту музыкальными символами, прикрепив карточки инструментов

4. «Открытие» нового знания

Беседа о появлении Матрёшки на Руси, как она стала русским сувениром. Пополняем картинкой матрёшки интелект-карту.

Акцентный вопрос:

Какие старорусские женские имена вы знаете?

Муз. Рук. Исполняет 1 куплет песни «Было у матушки 12 дочерей». Даёт понятие а капелла. Пополняем интелект-карту картинкой перечёркнутого инструмента.

Акцентный вопрос:

В каком темпе звучала песня?

Скороговорка «В ступе пряники толчёны, в бане веники мочёны».

Коммуникативная, музыкальная, двигательная

Дети познакомились с понятиями: сувенир, а капелла.

Проговаривание скороговорки с жестами.

Исполнение р.н.п. «Было у матушки 12 дочерей»

5.Включение нового знания в систему знаний ребёнка

Беседа о традициях русского народа. Пополнение интелект-карты.

Акцентный вопрос:

Как вы можете поддержать русские традиции?

Нейроигра на клавесах под муз.«Добрый мастер сказки славной»

Акцентные вопросы:

Что лежит у меня на подносе? Вы с можете с этим поиграть? В какую игру?

Рус.нар.игра «Шишки, жёлуди, орехи»

Коммуникативная, музыкальная, двигательная, игровая

Дети в парах исполняют нейроигру на клавесах.

Играют в рус.нар.игру «Шишки, жёлуди, орехи»

6.Осмысление.

Акцентные вопросы:

Ребята, вы узнали какой была жизнь на Руси? Обращение внимания детей к интелект-карте. 

А что вы расскажите о танцах, инструментах, сувенирах и традициях своим друзьям и родителям?

Коммуникативная, рефлексивная

При помощи интелект-карты дети сформулировали ответы на поставленные вопросы. 

  

Мария Николаевна Маркелова